Описание
ФЕСТИВАЛЬ "НОВЫЕ ХУДОЖНИКИ"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
25 ФЕВРАЛЯ - 17 МАЯ 2010
В октябре 1982 года двадцатичетырехлетний Тимур Новиков преодолел ситуацию общественного и
художественного застоя и создал собственную группу под названием «Новые художники». В нее вошли Иван Сотников, Олег Котельников, Кирилл Хазанович, Евгений Козлов, Георгий Гурьянов. В
первой половине 1980-х к ним присоединились Вадим Овчинников, Сергей Бугаев-Африка,
Владислав Гуцевич, Андрей Медведев, Андрей Крисанов и Инал Савченков. К концу 1980-х в группе состояло более 70 человек. «Новых художников» воодушевляли две идеи авангарда: «ноль культура», то есть поиск сути за общепринятыми и истрепанными смыслами, и «всечество»
Ларионова-Зданевича. Они стремились экологически реанимировать пространство жизни и культуры, делать искусство из всего, и перманентный творческий процесс не затихал в их галерее
«АССА» (галереей служила комната Новикова в расселявшейся коммунальной квартире). Интерес к
«неискусству» у «Новых» не означал отрицания традиционных художественных техник, как
живопись или графика. Наоборот «обнуление» искусства как официального института в пользу
альтернативного дружеского круга способствовало небывалому творческому состязанию в том,
чтобы «переписать» в картинах и даже фресках весь мир вокруг. В результате к середине 1980-х
«Новые» представляли собой энергичное творческое содружество, где каждый участник соединял в
одном лице художника, музыканта, актера, поэта и писателя, а с появлением в их обществе
режиссера параллельного кино Евгения Юфита, - еще и актера кино. В 1984 году Юфит создает
движение «Некрореализм» вокруг основанной им студии «Мжалалафильм». Участниками движения
становятся И. Безруков, А. Курмаярцев-Мертвый, В. Кустов, С. Бареков-Серп и другие. В 1985-м
«Новые» становятся художниками знаменитого ленинградского рок-клуба, (на выставках группы
показывает свои картины Виктор Цой), участвуют в общественных выступлениях оркестра «Поп-
механика» Сергея Курехина. Тогда же работы Новикова и Котельникова рок-певица Джоанна
Стингрей отвозит в подарок Энди Уорхолу, и Уорхол проявляет к «Новым» интерес, посылая им свои
произведения. Становится очевидным, что творчество «Новых», в первой половине 1980-х
развивавшееся за железным занавесом, изначально было инвариантом, то есть структурной
единицей, интернационального художественного языка неоэкспрессионизма или «Новой волны», на
котором писали Жан-Мишель Баскиа, Франческо Клементе и другие художники, чьи произведения
давно входят в главные списки шедевров актуального искусства. С 1987 года «Новые»
выставляются в Европе и США. Их энергия воодушевляет режиссера Сергея Соловьева и он
создает знаковый фильм перестройки «Асса» с Сергеем Бугаевым в главной роли. Тогда же Тимур
Новиков и Сергей Бугаев-Африка начинают собирать коллекцию картин «Новых» и в 1991 году
дарят ее Русскому музею, где был вновь открыт Отдел новейших течений, созданный в 1920-е годы
Николаем Пуниным, знаменитым идеологом русского авангарда. Этим символическим даром
Новиков заканчивает историю своей группы, так как для него и для его друзей уже достиг апогея
революционный период бури и натиска.
За прошедшие двадцать лет искусство «Новых художников» не подверглось девальвации.
Став музейным материалом, оно не растворилось в многотысячных коллекциях Русского музея, но оказалось естественным продолжением золотого фонда русской авангардной
живописи.