Описание
"Джокер" - это очень мощный заряд негативной энергии, эффектно упакованный и выпущенный в лицо зрителю в классическом американском "no-nonsense" стиле (что подрывает шутовскую природу героя, но усиливает депрессивность действия). По эстетике это стилизация под кино эпохи Голливудского Ренессанса, Скорсезе-Фридкина-Де Пальму конца 1960-х - 1970-х годов. Это был, наверное, единственный период в истории американского кино, когда нигилизм и пессимистичность прорвались в мейнстрим и на короткий срок захлестнули его. Отбросы общества стали героями, а признанные авторитеты - злодеями. Так что выбор этого стиля Тоддом Филлипсом является абсолютно осмысленным, а его воплощение - точным и тонким.
Вместе с тем, "Джокер" - это современный фильм, который, нмв, трудно до конца понять вне контекста американских культурных войн. В одних сценах он выглядит сатирой на условного избирателя Трампа, каким он видится условному либералу, в других, наоборот, пародией на ужас этого самого либерала, которому мнится, что полстраны надели клоунские маски, выбрали клоуна президентом и готовы линчевать весь истеблишмент (включая киношно-телевизионный) прямо на улице. В этом контексте любопытно, что когда Джокер обретает свое настоящее "я", он перестает быть похожим на брутального героя "Таксиста". Он начинает покачивать бедрами, делать манерные жесты, томно глядеть из-под накрашенных век и вообще вести себя как дива, - что неожиданно напомнило мне Майло Яннопулоса, как раз представлявшего собой гибрид стендап-комика и правого агитатора. (Правда, прическа у Джокера явно похуже.)
Впрочем, я никогда не считал политические проекции художественным достоинством произведения. По моему убеждению, ключевыми элементами культуры являются школа и ремесло. В "Джокере" присутствует и то, и другое, что делает его одним из самых значительных фильмов последнего времени. Про блистательную игру Хоакина Феникса уже только ленивый не написал (а в какой роли он не был блистателен, интересно?), но мне еще хотелось бы отметить операторскую работу Лоуренса Шира. Манера съемки в эпоху Голливудского Ренессанса сильно отличалась от принятой ныне, и Шир должен был здорово постараться, чтобы придать картине нужный визуальный облик. Я даже не знаю, от чего получал большее удовольствие: от игры Феникса или от картинки. Кстати, Шир в прошлом году сам дебютировал в режиссуре, но как я слышал, не очень удачно.
В общем, поклонников DC можно поздравить: "Джокер" нокаутирует всех "капитанов марвелов" и "человеков-муравьев", выводя экранизации комиксов на принциально новый уровень. (Хотя вещи, пришедшие непосредственно из комикса, кажутся мне самыми необязательными в этом фильме.) Но подкачала финальная сцена: она компромиссная, трусливая и кажется словно вклееной в фильм какой-то китайской цензурой, запрещающей оставлять преступление без наказания. И это напоминает, что настоящий Голливудский Ренессанс все-таки остался в прошлом.
Must see anyway.