Описание
Высокая мода (фр. Haute couture, итал. alta moda, «от-кутюр») — швейное искусство высокого качества. Сюда относится творчество ведущих салонов мод, которые задают тон международной моде; уникальные модели, которые производятся в знаменитых салонах мод по заказу клиента.
Понятие «от кутюр» появилось в середине XIX века. Тогда стали появляться первые салоны мод и первые модельеры. Мода «от-кутюр» обязана своим появлением Чарльзу Фредерику Уорту. В 1858 этот английский модельер открыл в Париже свой Дом моделей и первым распределил коллекции по сезонам. После Уорта засветились имена, оставившие глубокий след в истории «высокой моды»: Пуаре, Коко Шанель, мадам Вионе, мадам Скиапарелли, Кристиан Диор, Андре Куреж, Ги Ларош, Ив Сен Лоран и другие.
Многие поклонники считают Высокую моду высшим выражением моды, даже видом искусства. И они, пожалуй, правы. Достаточно посмотреть как с десяток мастериц вышивают вручную деталь платья или обрабатывают специально привезенные из Южной Африки перья для очередного творения «от кутюр», чтобы понять, что Высокая мода - это не просто некий декадентский каприз для богатых. Это поистине высокое искусство шитья. Трудоемкое, дорогостоящее и редкое искусство для тех, кто может это себе позволить.
История Высокой моды - социальная история Франции
Высокая мода в том виде, в котором мы ее знаем, родилась в конце XIX-го века. Первым кутюрье в современном понимании стал англичанин Чарлз Фредерик Уорт, открывший свой дом мод в Париже в 1858 году. Он был первым из кутюрье, начавшим диктовать своим клиентам свое видение моды. Он же первым ввел показы платьев на живых манекенщицах, отказавшись от распространенной тогда практики отсылать клиентам тряпичные куклы, одетые в предлагаемый мини-наряд. Будучи специалистом по бальным платьям, Уорт не стеснялся назначать очень высокие цены. Модельеры того времени вплоть до первой мировой войны одевали исключительно аристократию. И если раньше аристократы определяли моду, в том числе и для модельеров, то после Уорта ее делают модельеры, имеющие свой дом мод.
Одежда долгое время оставалась во Франции (да и во всей Европе) отличительным признаком сословия, ранга и статуса в социальной иерархии. Существовали законы, запрещавшие нижним сословиям носить одежду из определенной ткани и даже того или иного цвета. В период Великой французской революции был издан указ, разрешавший всем гражданам Республики носить любую одежду по их желанию.
В начале ХХ века швейное ремесло стало самостоятельной профессией. Ее положение регулировалось министерским постановлением, определявшим, что дома должны шить одежду по индивидуальным меркам на заказ, иметь как минимум двадцать сотрудников в своих ателье и представлять два раза в год минимум 75 моделей на живых манекенщицах (коллекции сезонов весна-лето и осень-зима). В 1900 г. во Франции насчитывалось 20 домов мод, в 1925 г. - 75, в 1937 г. - уже 29. С 1946 по 1967 гг. количество домов мод сократилось со 106 до 19.
Массовая мода против Высокой моды
Высокая мода и дизайнерская мода в целом страдают сегодня от продолжающейся демократизации моды и превращения ее в серьезный бизнес. Когда-то Высокая мода была единственно возможным видом модной одежды. Но с появлением прет-а-порте или носибельной одежды по более доступным ценам для большего числа людей позиции «от кутюр» пошатнулись.
В 1950-е и 1960-е годы, "золотой век" Высокой моды, многие клиентки парижских домов мод вели образ жизни, который не позволял им одеваться в ближайшем магазине модной одежды. Сразу после окончания Второй мировой войны в Париже проходило до 100 показов Высокой моды в сезон, а количество занятых в этом деле людей превышало 46000 человек. Сегодня общее количество людей, занятых в сфере «от кутюр», не превышает 4500 человек.
Количество клиенток, регулярно носящих только «от кутюр», редко превышало несколько сотен человек во всем мире, а с наступлением эры «быстрой моды» и всеобщей демократизации одежды их ряды еще больше