Описание
Идея и гуманитарные рамки спецкурса
1. Фильм – сложное произведение искусства. Сегодня все говорят об «экранном», «визуальном», а то и – о «кинематографическом» мышлении современного человека. Но такое «говорение» само по себе уже пара-докс: мы вынуждены говорить о невербализуемом! А вынуждены потому, что даже если сознание наше действительно визуально-образно, то самосознание почему-то всё ещё нуждается в словах и текстах…
Отсюда и парадокс нашего восприятия кино. В книжках, журналах, на сайтах и блогах, на фестивалях и киносеминарах мы множим тексты о кино. Но сам этот бум кинорефлексии – свидетельствует о двух вещах:
• наш язык слаб перед мощью того потока образов, который представляет собой фильм;
• но нам все-таки мало просто смотреть и мыс-лить образами, нам надо еще и говорить о них.
2. Спецкурс – не попытка предложить очередной «метаязык» или «стратегию» восприятия фильма, и подавно – не место, где вам предложат готовую интерпретацию. Это – пространство или – лучше – среда, формирующая опыт мышления о кино.
3. Такой опыт может быть только коллективным, потому что кино – искусство принципиально коллективное, начиная с производства (съемочная группа) и заканчивая потреблением (кинозалы). Поэтому очевидно, что более или менее адекватная мысль о кино может воз-никнуть только в сообществе.
Еще раз в обратном порядке: Спецкурс «Поэтика кино» – это мыслящее сообщество зрителей, где рож-дается опыт существования внутри того парадокса, который представляет собой кино-мысль.
Известно, что киноведение многим (если не всем) обязано (а) филологии и (б) истории. Первая с самого начала поставляла инструменты изучения «языка» и «поэтики» кино (оба слова очевидным образом «филологические»). Вторая давала и дает основу для построения истории кинематографа. Хочется, чтобы наш опыт анализа текстовых источников (одинаково фундаментальный как для филологов, так и для историков) расширялся в направлении осознанного восприятия синтетических (аудио-визуально-вербальных) образов кино. Хочется понять и ощутить границы наших историко-филологических инструментов познания, чтобы стать опытными и осмысленными зрителями фильма!
Принципы существования спецкурса «Поэтика кино»
Главные принципы сообщества – всеобщая инициатива, диалогическая открытость и событийность. Одно без другого немыслимо. Осуществление События зависит от диалогического участия каждого на проходящем в настоящий момент занятии. Ведущим Встречи может стать любой из его участников, а не только его научный руководитель. Всё.
Рубрики занятий
Кинематографический «язык».
Экранизация: специфика вербального и визуального воплощения одного сюжета.
Ретроспектива: творческий путь режиссёра.
Ассоциации: взаимосвязь фильмов разных режиссёров, ремейки.